Пятница, 17.05.2024, 10:39
Сайт учителя информатики Никонова Олега Николаевича
| RSS
Главная Младшая школа
Меню сайта

ТОШ№9 Торез

Погода в Торезе

Наш опрос
Кто вы?
Всего ответов: 188

Статистика

 Основные подходы к методике обучения информатике младших школьни­ков


 Чтобы рассмотреть методику обучения младших школьников вначале целесообразно ознакомиться с осо­бенностями их мышления. Приходя в школу, дети обладают ещё примитивным мышлением. В их суждениях связываются самые разные невероятные представления об окружающем мире. На­пример, шестилетний ребенок считает, что «Солнце не па­дает, потому что оно горячее». Поэтому важнейшей зада­чей школьного обучения является развитие мышления де­тей.

Как указывал Л.С. Выготский, ребёнок вступает в школьный возраст с относительно слабо развитой функци­ей интеллекта, по сравнению с восприятием и памятью, которые у него развиты значительно лучше. Первокласс­ники легко и быстро запоминают яркий, эмоционально впечатляющий материал. При этом они склонны к бук­вальному запоминанию. И только постепенно у них начи­нают формироваться приемы произвольного, осмысленно­го запоминания. Мышление у младших школьников эмо­ционально-образное. Они ещё мыслят формами, звуками, ощущениями. Особенность такого типа мышления следует учитывать в содержании учебной работы по информатике.

Исходя из этих особенностей важной задачей обуче­ния в начальной школе является постепенное развитие эмоционально-образного мышления в направлении к аб­страктно-логическому, которое продолжается в средних и завершается в старших классах. На первом этапе необхо­димо перевести мыслительную деятельность ребёнка на качественно новую ступень - развить мышление до уровня понимания причинно-следственных связей. В начальной школе интеллект развивается очень интенсивно, поэтому большое значение имеет деятельность учителя по органи­зации такого обучения, которое бы в наибольшей степени способствовало развитию мышления ребёнка. Такой пере­ход в мышлении способствует перестройке и остальных психических процессов - восприятия, памяти.

Перевод процессов мышления на качественно новую ступень и должен составлять основное содержание работы педагогов по умственному развитию младших школьни­ков. Эффективно эту задачу можно решать на уроках ин­форматики, которая, наряду с математикой, физикой и классическими языками, в наибольшей степени обладает способностью формировать мышление ребёнка.

 Размер области зрительного восприятия у младших школьников сужен и поэтому они не могут охватить одним взором всю информацию на экране компьютера, особенно при работе с открытым окном программы текстового ре­дактора, содержащего десяток команд и несколько десят­ков кнопок. Эту особенность восприятия необходимо учи­тывать при изучении прикладных программ и распреде­лять учебный материал такими порциями, которые позво­ляли бы учащимся охватывать сюжетно важные элементы изображения на экране компьютера. Интерфейс игровых программ для детей младшего возраста обычно построен с учетом этих особенностей. В них экранные окна не пере­гружены информацией и часто содержат изображения персонажей, известных детям из детских сказок, мульт­фильмов, что облегчает восприятие и работу с ними.

Дети младшего школьного возраста не могут дли­тельно сосредотачиваться на выполнении одного задания, даже если это работа на компьютере, поэтому необходимо предусматривать постоянную смену видов деятельности на уроке. Это особенно важно делать ещё из-за того, что длительность работы на компьютере в начальных классах не должна превышать 15 минут, поэтому учителю необхо­димо быстро переключить внимание детей на другую дея­тельность, и которая для них должна быть интересной, по крайней мере, сравнимой по интересу с работой на ком­пьютере. Такой деятельностью может быть игра. Рассмот­рим кратко дидактические игры, которые должны быть основным методом обучения младших школьников.

Дидактическая игра - это вид учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Це­лью дидактической игры является стимулирование позна­вательного интереса и активности учащихся. Предметом игры обычно является человеческая деятельность. Интерес к дидактическим играм в очередной раз возник в 1980 го­ды, когда началась очередная школьная реформа, появи­лась педагогика сотрудничества, а в школу стали поступать персональные компьютеры.

Как в своё время отмечал К.Д. Ушинский, игра для ребёнка это сама жизнь, сама действительность, которую он сам конструирует. Поэтому она для него более понятна, чем окружающая действительность. Игра готовит его и к последующему труду и к учению. Игра всегда немножко учение и немножко труд. Для детей часто значение игры состоит не в её результатах, а в самом процессе. Их в игре привлекает поставленная задача, трудность, которую надо преодолеть, радость получения результата и т.п. Игра спо­собствует психологической разрядке, снятию напряжения, облегчает вхождение детей в сложный мир человеческих отношений. Эти особенности дидактических игр необхо­димо учитывать при их использовании, особенно в млад­ших классах, искусно организуя включение дидактической игры в ход урока. Важным является то, что игра возможна лишь при заинтересованности в ней учеников и учителя, ибо формально в игру играть нельзя.

 Развивающие игры это игры творческие. Они должны приносить радость и ребенку и взрослому, радость от ус­пеха, радость от познания, радость от движения вперед в освоении компьютера и новых информационных техноло­гий. Успешное овладение современным компьютером, чувство власти над умной машиной, возвышает ребенка в собственных глазах, в глазах окружающих и родителей, делает его учебу радостной, интенсивной и легкой. Лозунг великого педагога В.Ф. Шаталова «Учиться победно!» для таких детей воплощается в жизнь, и в этом им помогает компьютер.

Следует отметить, что младшие школьники считают любую работу на компьютере как интересную игру с не­обычным партнером - с компьютером. Эту особенность следует учитывать и использовать в обучении присущий любой игре элемент соревновательности. С успехом мож­но применять и разнообразные игры обучающего и разви­вающего характера, которых в арсенале учителей инфор­матики имеется достаточно много, как с использованием компьютеров, так и без них.

  Предлагается следующая примерная структура уроков информатики в начальной школе:

1. Организационный момент - 1-2 минуты.

        2.   Разминка: короткие математические, логические задачи и задачи на развитие внимания - 3-5 минут.

        3.   Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению задач, работа в тетради - 10-12 минут.

        4.   Физкультминутка - 1 минута.

        5.   Работа за компьютером или выполнение творческого задания - 8-15 минут.

        6.   Подведение итогов урока - 2-5 минут.

Как видно из структуры урока, дети 4-5 раз меняют вид деятельности, что снижает утомляемость, поддержи­вает высокий уровень активности.



Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Фото-Видео Торез

Сетевой этикет

Друзья сайта
  • Торезский отдел образования
  • ДонИППО
  • МОН Украины
  • Форум информатиков Украины
  • Педпресса
  • Торезская ОШ №9

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz