|
Основные подходы к методике обучения информатике
младших школьников
Чтобы
рассмотреть методику обучения младших школьников вначале целесообразно
ознакомиться с особенностями их мышления. Приходя в школу, дети
обладают ещё примитивным мышлением. В их суждениях связываются самые разные
невероятные представления об окружающем мире. Например, шестилетний ребенок
считает, что «Солнце не падает, потому что оно горячее». Поэтому важнейшей
задачей школьного обучения является развитие мышления детей.
Как указывал Л.С. Выготский,
ребёнок вступает в школьный возраст с относительно слабо развитой функцией
интеллекта, по сравнению с восприятием и памятью, которые у него развиты
значительно лучше. Первоклассники легко и быстро запоминают яркий,
эмоционально впечатляющий материал. При этом они склонны к буквальному
запоминанию. И только постепенно у них начинают формироваться приемы
произвольного, осмысленного запоминания. Мышление у младших школьников эмоционально-образное.
Они ещё мыслят формами, звуками, ощущениями. Особенность такого типа мышления
следует учитывать в содержании учебной работы по информатике.
Исходя из этих особенностей
важной задачей обучения в начальной школе является постепенное развитие
эмоционально-образного мышления в направлении к абстрактно-логическому,
которое продолжается в средних и завершается в старших классах. На первом этапе
необходимо перевести мыслительную деятельность ребёнка на качественно новую
ступень - развить мышление до уровня понимания причинно-следственных связей. В
начальной школе интеллект развивается очень интенсивно, поэтому большое
значение имеет деятельность учителя по организации такого обучения, которое бы
в наибольшей степени способствовало развитию мышления ребёнка. Такой переход в
мышлении способствует перестройке и остальных психических процессов -
восприятия, памяти.
Перевод процессов мышления на качественно новую
ступень и должен составлять основное содержание работы педагогов по умственному
развитию младших школьников. Эффективно эту задачу можно решать на уроках информатики,
которая, наряду с математикой, физикой и классическими языками, в наибольшей
степени обладает способностью формировать мышление ребёнка.
Размер области зрительного
восприятия у младших школьников сужен и поэтому они не могут охватить одним
взором всю информацию на экране компьютера, особенно при работе с открытым
окном программы текстового редактора, содержащего десяток команд и несколько
десятков кнопок. Эту особенность восприятия необходимо учитывать при изучении
прикладных программ и распределять учебный материал такими порциями, которые
позволяли бы учащимся охватывать сюжетно важные элементы изображения на экране
компьютера. Интерфейс игровых программ для детей младшего возраста обычно
построен с учетом этих особенностей. В них экранные окна не перегружены
информацией и часто содержат изображения персонажей,
известных детям из детских сказок, мультфильмов, что облегчает восприятие и
работу с ними.
Дети
младшего школьного возраста не могут длительно сосредотачиваться на выполнении
одного задания, даже если это работа на компьютере, поэтому необходимо
предусматривать постоянную смену видов деятельности на уроке. Это особенно
важно делать ещё из-за того, что длительность работы на компьютере в начальных
классах не должна превышать 15 минут, поэтому учителю необходимо быстро
переключить внимание детей на другую деятельность, и которая для них должна
быть интересной, по крайней мере, сравнимой по интересу с работой на компьютере.
Такой деятельностью может быть игра. Рассмотрим кратко дидактические игры,
которые должны быть основным методом обучения младших школьников.
Дидактическая игра - это вид
учебной деятельности, моделирующий изучаемый объект, явление, процесс. Целью
дидактической игры является стимулирование познавательного интереса и
активности учащихся. Предметом игры обычно является человеческая деятельность.
Интерес к дидактическим играм в очередной раз возник в 1980 годы, когда
началась очередная школьная реформа, появилась педагогика сотрудничества, а в
школу стали поступать персональные компьютеры.
Как в своё время отмечал К.Д.
Ушинский, игра для ребёнка это сама жизнь, сама действительность, которую он
сам конструирует. Поэтому она для него более понятна, чем окружающая
действительность. Игра готовит его и к последующему труду и к учению. Игра
всегда немножко учение и немножко труд. Для детей часто значение игры состоит
не в её результатах, а в самом процессе. Их в игре привлекает поставленная
задача, трудность, которую надо преодолеть, радость получения результата и т.п.
Игра способствует психологической разрядке, снятию напряжения, облегчает
вхождение детей в сложный мир человеческих отношений. Эти особенности
дидактических игр необходимо учитывать при их использовании, особенно в младших
классах, искусно организуя включение дидактической игры в ход урока. Важным
является то, что игра возможна лишь при заинтересованности в ней учеников и
учителя, ибо формально в игру играть нельзя.
Развивающие игры это игры
творческие. Они должны приносить радость и ребенку и взрослому, радость от успеха,
радость от познания, радость от движения вперед в освоении компьютера и новых
информационных технологий. Успешное овладение современным компьютером, чувство
власти над умной машиной, возвышает ребенка в собственных глазах, в глазах
окружающих и родителей, делает его учебу радостной, интенсивной и легкой.
Лозунг великого педагога В.Ф. Шаталова «Учиться победно!» для таких детей
воплощается в жизнь, и в этом им помогает компьютер.
Следует отметить, что младшие
школьники считают любую работу на компьютере как интересную игру с необычным
партнером - с компьютером. Эту особенность следует учитывать и использовать в
обучении присущий любой игре элемент соревновательности. С успехом можно
применять и разнообразные игры обучающего и развивающего характера, которых в
арсенале учителей информатики имеется достаточно много, как с использованием
компьютеров, так и без них.
Предлагается
следующая примерная структура уроков информатики в начальной школе: 1.
Организационный момент - 1-2 минуты.
2.
Разминка: короткие математические, логические задачи и
задачи на развитие внимания - 3-5 минут.
3.
Объяснение нового материала или фронтальная работа по
решению задач, работа в тетради - 10-12 минут.
4.
Физкультминутка - 1 минута.
5.
Работа за компьютером или выполнение творческого
задания - 8-15 минут.
6.
Подведение итогов урока - 2-5 минут.
Как видно из структуры урока, дети 4-5 раз меняют вид деятельности, что
снижает утомляемость, поддерживает высокий уровень активности.
| |