Информатика является очень
молодой наукой - её появление и становление относится ко второй половине 20
века. Сам термин «информатика» в отечественной литературе используется
сравнительно недавно и его толкование до сих пор нельзя считать устоявшимся и
общепринятым. Это связано с терминологическими и понятийными трудностями
введения понятия «информатика» и его производных понятий. Толковый словарь по
информатике определяет её так: «Научная, техническая и технологическая
дисциплина; занимается вопросами сбора, хранения, обработки, передачи данных,
в том числе с помощью компьютерной техники».
Технической основой
современной информатики является микроэлектроника, новые полупроводниковые материалы,
тонкопленочные технологии и нанотехнологии, линии и системы компьютерной связи.
Объектом информатики (объект - это часть объективной
реальности, подлежащая изучению) является то общее, что свойственно всем
многочисленным разновидностям конкретных информационных процессов (технологий),
т.е. объектом информатики являются информационные процессы в природе и
обществе и информационные технологии.
Предметом информатики являются общие свойства и
закономерности информационных процессов в природе и обществе. В более узком
плане - это общие закономерности конкретных информационных технологий.
Структура предметной области информатики включает в
себя 4 раздела:
•
теоретическая информатика,
•
средства информатизации,
•
информационные технологии,
•
социальная информатика.
Школьная информатика
обслуживает соответствующие проблемы преподавания информатики в школе. Она
является ветвью информатики, занимающейся исследованием и разработкой
программного, технического, учебно-методического и организационного обеспечения
применения компьютеров в учебном процессе, а также использованием в обучении
современных информационно-коммуникационных технологий.
В структуре школьной
информатики выделяют 4 раздела:
1) Программное или математическое обеспечение, которое
включает в себя программистские средства для проектирования и сопровождения
информационной, обучающей и управляющей систем средней школы.
2) Техническое обеспечение, которое включает в себя
определение параметров оборудования типовых школьных кабинетов вычислительной
техники, обоснование экономически целесообразного выбора компьютерных средств
сопровождения учебно-воспитательного процесса.
3) Учебно-методическое
обеспечение включает
в себя вопросы разработки учебных программ, методических пособий,
учебников по школьному курсу информатики, а также по смежным предметам,
использующим информационно-коммуникационные технологии.
4) Организационное обеспечение рассматривает вопросы
внедрения новых информационно-коммуникационных технологий учебного процесса,
подготовки педагогических программных средств, подготовки и переподготовки преподавательских
кадров в современных условиях информатизации образования.
Цели и задачи школьного курса
информатики
В образовательном стандарте
по «Информатике и ИКТ» сформулированы цели изучения предмета, которые разнесены
для начальной, основной и для старшей школы. В основной школе изучение
информатики и ИКТ направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний, составляющих основу научных
представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и
моделях;
• овладение умениями работать с различными видами
информации с помощью компьютера и других средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ);
• развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
• воспитание ответственного отношения к
информации с учетом правовых и этических аспектов её распространения;
избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной
жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной
деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
В старшей школе на базовом уровне ставятся такие
цели:
• освоение системы базовых
знаний, отражающих
вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль
информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать,
преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя
при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при
изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных
интересов, интеллектуальных
и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и
средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к
соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных
технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том
числе проектной деятельности.
В старшей школе на профильном уровне ставятся такие цели:
• освоение и систематизация
знаний, относящихся:
к математическим объектам информатики; к построению описаний объектов и
процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; к средствам
моделирования; к информационным процессам в биологических, технологических и
социальных системах;
•
овладение умениями строить математические объекты
информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке,
удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке
программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты
и настраивать их для нужд пользователя;
• развитие алгоритмического
мышления, способностей
к формализации, элементов системного мышления;
• воспитание чувства ответственности за
результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную
деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих
правовые, этические нормы работы с информацией;
• приобретение опыта проектной деятельности, создания,
редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов
различного типа с помощью современных программных средств; построения
компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов,
информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке
труда.